Великие итальянские актеры-Марчелло Мастрояннни

Великие итальянские актеры-Марчелло Мастроянни.

Не так давно власти Рима, решив пополнить оскудевшую из-за кризиса  казну, выставили на аукцион гробницу на  историческом кладбище Верано. Первоначальная цена объекта составляла 150 тысяч евро, однако в результате оживленных торгов он был продан за 900 тысяч евро. Особую ценность усыпальнице придал тот факт, что она расположена рядом с могилами великих итальянцев - режиссеров Лукино Висконти и Роберто Росселини и актера Марчелло Мастроянни. 

Это люди из той когорты, чье творчество во второй половине ХХ века определяло лицо европейского кинематографа. 

Трудно передать тот восторг, с которым когда то советские зрители встретили такие фильмы как «Ночь», «Сладкая жизнь», «Брак по-итальянски», «Восемь с половиной»,  «Развод по-итальянски».... Никакой политики, критики, идеологии, никаких назиданий. Настоящее «человеческое кино», где главное - чувства... Во многих фильмах той золотой поры главные роли сыграл он - неотразимый Марчелло Мастроянни, вечный «итальянский жених».  

... На пляже - парочка влюбленных, Мастроянни и Софи Лорен.  Он осыпает поцелуями лицо девушки, накал страстей нарастает, как вдруг... он закашливается и с трудом произносит: «Твоя сережка... Кажется, я ее проглотил». Это шутливая сценка из фильма «Подсолнухи» - прелюдия к непоправимым драматическим событиям, которые предстоит пережить героям. 

Юмор,  умение посмотреть на себя и на ситуацию со стороны и посмеяться - это качество было присуще не только героям Марчелло Мастроянни, но и ему самому. 
Однажды актера спросили: «Когда вы стали замечать, что нравитесь женщинам?» - «С тех пор, как они начали нравиться мне», - ответил Марчелло. А на вопрос: Сколько женщин у вас было?» он сказал: «Я их не считал, я их любил».     

Хотя Мастроянни пользовался огромным успехом у женщин,  сам он не всегда бывал счастлив с ними. Его единственной женой была итальянская актриса Флора Карабелла. Они прожили вместе немало лет, несмотря на его многочисленные романы. Один из самых бурных -  с французской кинозвездой Катрин Денев. Они познакомились на съемках фильма
«Это бывает только с другими». Марчелло был очарован красотой и талантом актрисы, три года он провел в метаниях между Римом и Парижем. В 1972 году у них родилась дочь Кьяра -Шарлотта. Но на его предложения пожениться Катрин неизменно отвечала отказом, вероятно, не желая разрушать семью.  

Марчелло не  хотел верить в ее холодность и говорил друзьям: «Нет, она меня любит! Она готовит для меня фасоль в масле! Вы представляете - она и фасоль?!».  

 Себя же самого Марчелло Мастроянни определял так: «Я очень ленивый, пассивный человек... Я - наблюдатель, а не человек действия. Я - человек, стоящий у окна и глядящий на других. У меня итальянская философия: отложи все на завтра. Ночью мне нужны тарелка спагетти, бутылка вина и друзья... Во всех моих хороших фильмах я играл персонажей, которые не действуют, а реагируют. Я чувствую себя удобнее в подобных ролях...». 

Этот «ленивый»  человек за свою жизнь снялся почти в 150 фильмах. Он воплощал образы  простоватых парней, героев-любовников, интеллектуалов, запутавшихся в своих сомнениях, «средних» людей, часто неудачников. Его сосредоточенная и немного эксцентричная манера игры служила идеальным фоном для художественных поисков режиссеров Витторио де Сика, Федерико Феллини, Микеланжело Антониони, Пьетро Джерми. Она нравилась и строгим кинокритикам, и элитной публике, и широким массам кинозрителей.   

На фото: Марчелло Мастроянни и София Лорен в знаменитом фильме: "Брак по-итальянски"

... Он пришел на съемочную площадку в 11 лет. И в свои «за 70», даже будучи тяжело больным, страдая от рака поджелудочной железы, продолжал сниматься, на этот раз в Португалии, в картине ди Оливейры «Путешествие в начале мира».   

 "Может быть, я и стал занудой, но все равно смотрю на жизнь с оптимизмом. И синьору с белой бородой там, в небесах, говорю: не обращай на меня внимания, пусть я еще поживу!" - говорил он.

Он умер 19 декабря 1996 года в Париже в возрасте 72 лет, рядом с ним были Катрин Денев и дочь Кьяра. 

А 29 августа 1997 года состоялась премьера фильма-автопортрета «Марчелло Мастрояни: я помню, да, я помню». В основе фильма - откровенный разговор великого мастера с режиссером Анной Марией Тото, с которой актер жил вместе в последние годы. Он вспоминает свою жизнь, делает признания. С самоиронией повествует о критическом отношении к своей внешности, к титулу «латинского любовника», говорит и о неудачах в личной жизни. 

В этом монологе у него есть высказывания, которые близки российским ценителям его творчества. Так, он много говорит о Чехове, о том, что чеховские полутона близки его собственной природе. И вот еще такие его слова:  

«Я всегда питал симпатию к русскому народу, что не имеет никакого отношения к политическим позициям или к некоторым моим взглядам: дело в том, что человеческие качества русских не отличаются от наших. Говорят, что «русские совсем как неаполитанцы», и в этих словах есть правда. Им свойственна экзальтация, они легко отдаются радости, им знаком невероятный энтузиазм. Но это не мешает им предаваться такой меланхолии, от которой наполняются слезами даже стоящие перед ними тарелки...».

Автор : Ирина Субботович, 18 апреля 2012 

Материал подготовлен на основе открытых источников.