Сардинский дом

САРДИНСКИЙ ДОМ

Владение домом всегда было важным элементом традиций в Сардинии.
Его даже включали как основное требование в добрачное соглашение между семьями обрученной пары.

Обычно был человек, который лично вел строительство.

Прежде чем войти в тему, однако, необходимо предварительное разъяснение: для Сардинии дом может состоять из одной комнаты.
По-видимому, это происходит из древнего обычая бедного класса, представители которого считали, что тяготы совместной семейной жизни в одной комнате лучше, чем недостатки случайного сожительства.

На острове существует пословица: «лучше хлеб дома, чем белый хлеб в чужом доме». Сегодня по-прежнему легко найти в исторических центрах страны и даже городах эти дома из одной комнаты.

Строительство дома на острове всегда становилось катализатором
семейной жизни. Здесь проходили самые существенные ее моменты: рожали женщины, лежали умершие перед окончательным уходом из этой земной жизни, старые люди, в окружении тихих и внимательных
слушателей, рассказывали «сказки у очага».

Потом произошло расширение дома. В разных местах применялось множество вариантов домов.

Жилища северной Сардинии (и в частности, в горах) всегда были построены из камня, благодаря наличию сырья на месте. Балконы были сделаны из дерева.

В южной части острова в ход идет уже кирпичное сырье. При этом используются глина и солома, которым при смешивании с водой придают соответствующие формы и высушивают на солнце.

Камень применяют в нижних палатах (иногда только в углах), а также в ребрах порталов. Один из элементов, общих для всех домов, - покрытие плиткой. Это так называемые «сардинские плитки», которые пользуются большим спросом.

Начало работы сопровождается определенными обычаями, например, в фундамент дома бросают монеты и произносят добрые пожелания. Изменение места жительства было совершенно исключено в мае и августе.

Дом владельцу вручают с особыми почестями, с так называемыми маккаронара/maccarronаra. В действительности, это не просто макароны, но целый обед, включающий, по крайней мере на второе, жаркое из
мяса, к которому подают и красное вино. На обед приглашали каменщиков и рабочих.

Каким же было устройство домов предков современных сардо? Что касается горных районов, то здесь участки земли для строительства в целом были довольно ограниченными, и дом вынужден был расти в высоту, «карабкаться» по скале. На нижнем уровне располагалась одна, реже две комнаты, и предназначались они для содержания домашних животных - свиньи или осла. В этих помещениях могли храниться сельскохозяйственные инструменты и принадлежности. Связь между различными уровнями дома осуществлялась благодаря наружным лестницам и внутренним люкам.

На территории северной равнины устройство дома часто ограничивается одной или двумя комнатами. Пожалуй, такому жилищу часто не хватало кухни с камином. Гораздо более удобными были жилища Юга, особенно в Кальяри и Ористано.

Для того чтобы проиллюстрировать характеристику этих домов и их обстановку, представляется уместным сослаться на дом-музей, расположенный в Кварту Сант Элена и рассмотреть некоторые закономерности домов, построенных столетия назад.

Использование дома в качестве музея привело к включению некоторых внешних элементов - например, мясной магазин и кузнечная мастерская были оборудованы здесь же, при доме. Надо иметь в виду, что это дом, принадлежащий богатой семье, и, значит, в нем больше простора и комфорта, чем в обычных домах.

Если мы внимательно рассмотрим фасад дома, веранду, плиточные покрытия, то, на первый взгляд, создается впечатление, что здесь стремились создать атмосферу, которая говорит об Испании.

Общепризнанным является тот факт, что эта композиционная схема вытекает из каталанской. В действительности она издавна существовала на острове, но со временем, под влиянием специальной обработки косяков, наличников и т.д., с внедрением более элегантного дизайна, претерпела изменения.

Любопытно, что в доме-музее Кварту Сант Елены есть небольшая дверь, которая ведет к реальному магазину мясника. Разумеется, здесь есть все необходимое рабочее оборудование, в том числе- своеобразный «ледник» с окном, облицованном цинком. Он хорошо выполнял свою роль, по крайней мере, до изобретения холодильников.

Другая комната служит мастерской кузнеца, с наличием кузнечных мехов из прошлого и пресс-форм.

В этом доме-музее мы можем также увидеть помещения, где содержалась лошадь, деревянные ясли, сбрую и другие красочные атрибуты. Есть прачечная, кладовая, сарай, подвал, чердак, мельница.

Конечно, во многих помещениях хранились инструменты, используемые для различных нужд - бочки, лошадиные седла, оборудование для производства и хранения вин.
На стене был установлен глазок, который позволял хозяину, не выходя из комнаты, осуществлять контроль над выполнявшимися работами.
Дом выглядел красиво благодаря колоннам с различными украшениями в верхней части. С левой стороны от крыльца располагались помещения для прядения шерсти, ткачества, вышивания. Здесь представлены веретена, ткацкие станки. Типичной была кухня с печами, где выпекали хлеб и готовили сладости. Одно из помещений предназначалось для горничной. На постели - матрас, набитый соломой или конским волосом, в коробках размещены текстиль и одежда.

В спальне владельцев - более роскошная обстановка: мебель из орехового дерева, красивые туалетные принадлежности, кувшин и чаши. В комнате для гостей - двуспальная кровать в эмали и жемчуга. Комната для детей собственника оборудована тремя кроватями, лучшая из которых предназначена исключительно для студента в семье.
На кухне - впечатляющий набор посуды и медных кастрюль, ковши, кофемолки и другая утварь.

Есть в доме-музее одна комната, значение которой трудно переоценить.
Это комната, где шла работа с мукой. Тут проводили разделение крупы на крупную и мелкую, работали с хлебом, готовили макаронные изделия, конфеты и т.д.

В старых домах обычно устанавливали «замковые камни» - скульптуры, выполняющие своеобразную роль «амулетов жилья»: они должны были отгонять злых духов. Есть такие «замковые камни» и в доме-музее Кварту Сант Элены.

Чтобы завершить дискуссию по дому, заслуживают упоминания некоторые другие объекты.

Пастбища, сельхозугодья находились на довольно большом расстоянии
от городов, поэтому во многих местах были построены скромные крестьянские хижины, которые служили хорошую службу пастухам. Другой вид строительства - дома пастырей, которые строились возле сельских церквей. Рядом обязательно должен был находиться источник воды.

Следует также сказать и о двух других объектах жилья: кухне и спальне, имеющих круглую форму (очевидно, их создатели черпали вдохновение из формы Нураг/Nuraghi.

Стоит упомянуть, наконец, жилища рыбаков в Кабрас/Cabras. Это, действительно, хижины - сделанные из одного куба с внешним покрытием из осоки - травы, которая растет в диком виде в болотах.

Нужно также отметить и дома временного использования, в большинстве известные как muristenes (это слово происходит от Monasterium, в очевидной связи с монашескими кельями монастырей) и Nuorese cumbessias.

Эти скромные дома, которые возникают возле многих сельских церквей, где празднуются Дни святых, в честь которых названа церковь. Их создание мотивировано необходимостью лиц, участвующих в празднике, иметь крышу над головой, и по необходимости здесь заночевать, потому что нет транспортных средств, позволяющих быстро вернуться домой.

Происхождение таких домов, возможно, восходит к периоду нураг/nuragico. В них находили приют беженцы, бросившие свои деревни по разным причинам - из-за наводнений, эпидемий или других бед и искавшие
приюта в лоне Церкви.

Текст взят из книги "Традиции Сардинии" Caredda.